v_dolgih

Category:

КАК ДОНЕСТИ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРАВОСЛАВОЙ ВЕРЫ: ОПЫТ КАТЕХИЗАЦИИ

С настоящее время я провожу одну из огласительных беседы перед Таинством Крещения, посвященную основам веры. И мне нужно очень кратко и просто донести до людей основные преимущества православной веры по отношению к другим религиям. Часто люди, которые приходят на эти беседы, хотя и хотят крестить своих детей или быть крестными, все же не считают что православие лучшее вероисповедание для них. Как правило, они считают, что все религии, в общем-то, схожи. Они не понимают, почему Спасение возможно только через православие. И крестят только потому, что их родители и более далекие предки были крещены, т.е. просто сохраняя традицию.  При этом даже ссылка на Писание: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3:5) не является для них аргументом, т.к. они, по сути, не определились еще с верой. Поэтому них нет доверия ни Священному Писанию, ни Священному Преданию.

Но, как мне кажется, все же аргументы в пользу православия нужно приводить таким людям, только эти аргументы должны быть не в виде цитат из Священного Писания, а направленные на обычную логику и осмысление существующих вероисповеданий. И в процессе проведения таких бесед у меня возникла идея как это можно сделать лучше. И именно этой идей я и хочу поделиться в этой статье. Мне кажется, эта идея будет интересна не только тем, кто проводит подобные беседы, а также тем, кто хочет лучше донести до своих близких, чем православие отличается от других религий и почему спасение возможно только в православии. 

Любая религия содержит в себе некую карту, путеводитель. Это не моя идея и, к сожалению, я не знаю, кто первый ее высказал, но я решила развить ее. Итак, в каждой религии содержится карта. Эта карта является путеводителем для человека в достижении всей полноты Блага (полноты счастья, радости, самореализации, бытия и т.д.). Точнее она обещает ему это Благо. При этом карта, которую я использую, может быть точной, а может быть искаженной или даже ложной. Если у меня точная карта, то я по ней максимально быстро и легко приду к нужной цели и действительно получу Благо. Если у меня карта искаженная, то я в целом буду идти в нужном направлении, но на пути меня будет подстерегать множество опасностей. Например, на моей карте изображена красивая и уютная полянка, где можно хорошо отдохнуть. Я останавливаюсь на ней. А она оказывается топким болотом, в котором я начинаю тонуть и в результате могу даже погибнуть. Ложная карта заведомо задает неправильно направление и ведет человека к злу для него, к блужданию и гибели.

Теоретически, человек может прийти к цели (всей полноте Блага) изначально пользуясь ложной картой. Например, потеряет или выкинет ее по дороге, начнет блуждать и каким-то интуитивным чутьем или промыслом Божиим выйдет после многих лет блужданий к нужной точке. Но это, в любом случае, предполагает отказ от ложной карты. Кроме того вероятность выбраться самому практически близка к нулю. Это можно сравнить с блужданием по Тайге. Думаю мало, кто захочет попасть в центр таежного леса без карты и компаса, т.к. это верная гибель. А самодеятельность в духовной жизни еще более опасна, чем блуждание по дикому лесу, т.к. ведет к гибели не только тела, но и души. Поэтому, только использование точной карты ведет человека к выходу к Благу, а все остальные уводят от Него.

Мы верим, что православие предлагает единственную точную карту. Причем не только карту, но и открывает особые коридоры и дает особые средства, которые позволяют пройти маршрут и верно прийти к конечной цели. Доверие к этой карте и средствам мы имеем благодаря доверию Священному Писанию, опыту Церкви, а также доверию Святым Отцам, которые прошли по этой карте и оставили свои комментарии о том, как не сбиться с пути и лучше пройти различные препятствия по дороге. В этом доверии нас еще больше укрепляет личный духовный опыт, а именно, действие Благодати Божией. Действие освящающей и очищающей Благодати Святого Духа укрепляет нас в том, что указанный Христом и проторенный святыми маршрут верен.

Но даже не верующий человек может сравнить те карты, которые предлагают различные религии. Чтобы легче это сравнение сделать, важно обратить внимание на четыре ключевых элемента карты: 

1.  Какова конечная цель путешествия ?

Именно она определяет основную цель духовного движения человека. К чему он стремиться? Родиться в следующей жизни в более благополучных условиях (богатой и знатной семье, например)? Стать частью безличного информационного поля (в некотором роде информационной матрицей большого компьютера)? Улучшить существующее общество и жизнь людей в этом мире, а потом уйти в небытие (там, где нет жизни)? Или прийти к Вечной Жизни? Все эти различные смыслы будут задавать духовной жизни разное направление. А направление, в свою очередь, будет определять результат. Если человек в течение земной жизни стремился уйти в небытие, то, скорее всего, он там и окажется. Согласно православному вероучению, небытие (там, где нет жизни) – это ад. Если человек, напротив, стремился обрести Вечную Жизнь, то, велики шансы, что именно это будет результатом его духовной жизни. 

2. Кто является создателем этой карты?

Карту мог создать человек или Бог. Кроме того под понятием «бог» могут скрываться совершенно разные сущности. Это можно увидеть по образу Бога, которые предлагают различные религии. Так, например, Осипов А.И. говорит следующее: «В каждой религии существует свой образ Бога, и именно этот Его образ является её Богом»  (Осипов А.И., «Бог», М: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2014 - стр. 52). В зависимости от того, какой образ Бога мы имеем, мы выстраиваем разного рода отношения с соответствующими этому образу сущностью. Например, бог может быть этаким исполнителем желаний. Если человеку что-то нужно от бога, то он обращается к нему, приносит какие-то жертвы, чтобы его умилостивить. Если желание исполнено, то потребность в боге отпадает. Если нет, то человек ищет другое божество, которое все же исполнит его желания. Какие отношения складываются с таким богом (богами)? Ответ: Потребительские. Пока от бога что-то нужно он нужен, когда все в порядке, то и необходимости в общении с ним нет никакой. И в таких отношениях  у человек только еще больше развивается эгоизм и потребительское отношение к богу. Вечный и Бесконечный Бог не ответит на такое стремление человека, поэтому если и найдется «бог», который будет исполнять желания (точнее создаст такую иллюзию), то это будут бесы. Еще пример: бог выступает как этакий грозный Судия, который карает за каждый проступок. В этом случае человек живет в постоянном страхе сделать что-то не то, либо изобретает уловки как, несмотря на свои проступки, избежать наказания. Это также наносит вред душе, т.к. из свободной личности человек превращается в запуганное и малодушное существо. И опять же возникает вопрос, кому именно поклоняется человек, если эти отношения основаны на страхе? Образ бога также может быть наделен откровенно демоническими свойствами(мстительность, лживость и т.д.) и тогда человек почитающих такого бога поклоняется, по сути, сатане.

Забегая вперед скажу, что в православии Бог личностный и Он есть Любовь. Поэтому с каждый человек выстраивает с Ним свои особенные, основанные на свободе и любви отношения.

3. Кем или чем является на этой карте человек

Кажется на первый взгляд, что человек априори – это «кто», т.е. личность. Но, если мы начнем анализировать различные религии, то увидим, что большинство из них воспринимает человека как «что». Например, воспоминания, информационную матрицу, энергетический сгусток и т.д. 

Об этом мало кто знает, но, пожалуй, только христианство воспринимает человека как личность (т.е «кто»). Причем личность уникальную, неповторимую и свободную. Но это не единственные отличия. Мы о них поговорим еще. 

4. Каковы особенности маршрута и предлагаемое снаряжение

Различные религии предлагают различные пути и средства позволяющие прийти к конечной цели. Также, религия может предложить человеку путь, но не давать средств, предполагая, что он сам может пройти по нему. Если путь предполагает борьбу с силами зла, которые по своему уму и коварству в сто тысяч раз превосходят человека и при этом еще и не дается средств (духовных бронежилетов, оружия, наставников и защитников и тд.), то человек погибнет еще в самом начале пути. Также религией могут предлагаться средства сомнительного характера, которые не помогут, и даже более того причинят вред тому, кто ими воспользовался.

Обращая внимание на эти элементы различных религий, мы можем лучше понять, чем именно они отличаются. Перед написанием данной статьи я планировала сравнить по этим четырем элементам  наиболее распространенные религиозные вероучения, но потом решила этого не делать. По причине того, что, во-первых, это труд, который требует глубокого знания содержания всех религиозных течений, а не только православия. А рассуждение о предмете поверхностно всегда выглядит нелепо и смешно для тех, кто погружен в этот предмет многие годы и даже всю жизнь (а такие люди вполне могут оказаться среди тех, кто проявляет интерес к православию). А во-вторых, что даже более важно, предоставление готового анализа – это лишение права человека на собственный анализ, т.е. лишение его свободы в том, чтобы самому делать свои личные выводы. Бог уважает свободу человека настолько, что терпит множество поруганий с его стороны, и при этом никогда насильно не приводит к Себе. Поэтому оставление свободы человеку для собственного анализа – это дух Евангелия. Но при этом задать правильные ориентиры для анализа очень важно, иначе анализ может осуществляться не по ключевым, а по второстепенным составляющим религий. К второстепенным я отношу всю внешнюю сторону: обряды, одежда, соблюдение поста и т.д. Ключевые- это описанные выше четыре составляющих вероучения (карты). Поэтому я рассмотрю только православное вероучение, с акцентом на эти ключевые элементы, при этом сравнивая с тем каким содержанием наполняются они в некоторых других вероучениях, чтобы лучше раскрыть особенности православия. И участникам бесед я предлагаю, когда они встречают представителей других религий и хотят знать лучше суть их вероисповедания не спрашивать о том, что они едят и как постятся, во что одеваются и где и как молятся. А спрашивать об этих четырех элементах путеводителя по духовному миру: 1) Какова конечная цель путешествия? 2) Кто создатель карты?, 3) Кем или чем является человек? 4) Каковы особенности маршрута и предлагаемое снаряжение? 

1. Какова конечная цель путешествия?

В православии цель духовной жизни - Царствие Небесное: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:31-33). 

Под Царствием Небесным понимается, во-первых, обновленная земля и новое человечество после Второго Пришествия Христа, где люди будут подобно ангелам: «Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах»(Матф.22:30). А, во-вторых, это причастие Богу, соединение с Ним, которое человек может стяжать еще при жизни: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть».

(Лук.17:21). И, по сути, То Царство, которое будет после Второго Пришествия – это и есть вся полнота единства с Богом. Поэтому основная цель духовной жизни православного христианина это Сам Бог, причастие Ему.

Также Царствие Небесное именуется в Новом Завете как Вечная Жизнь: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матф.25:46). И вообще все Евангелие призывает человека в жизни: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый» (Мар.9:43). Небольшое исследование: слово «жизнь» в Новом Завете встречается 147 раз, однокоренные со слово «небеса» (в том числе и Царство Небесное) – 91 раз, «существует» и однокоренные с ним – 5 раз, слова однокоренные со словами «страсть», «страстный» - 11 раз. Т.е. мы видим, что Новый Завет призывает не к бесстрастному существованию, а к Жизни. И Жизнь в православии отличается от существования. Как именно отличается, я предлагаю самому читателю порассуждать, поэтому не буду давать готового ответа, а оставлю это в виде вопроса.

Для сравнения, в других религиях в качестве целей духовной жизни мы можем встретить такие:

1) Стать частью безличного Бога, т.е. частью большого вселенского компьютера. Этакой информационной матрицей

2) Уменьшить наказание в загробной жизни, облегчить неизбежные страдания

3) Улучшить существующий земной мир, т.е. создать рай на земле или максимально способствовать этому, а самому после этого уйти в небытие

4) Переродиться в следующей жизни в изначально более благополучных условиях

Важно также отметить, что даже если человек не религиозный, у него все равно есть какое-то свое вероучение, которое также определяет смысл жизни человека, его видение того, что приводит его к максимальному Благу для него. В частности, мы можем встретить такие цели:

1) Достичь максимального материального благополучия (денег, имущества и т.д.) и уйти в небытие

2) Остаться в истории и уйти в небытие

3) Жить беззаботно и получать от жизни только удовольствие и уйти в небытие

4) Вырастить детей и помочь им встать на ноги и уйти в небытие

Перечислены не все возможные цели. Но, как мне кажется, перечисленного вполне достаточно, чтобы человек мог определиться или хотя бы задуматься, а в чем Смысл его Жизни? К чему он стремится? В результате уйти в небытие или обрести Вечную Жизнь? Христианство ориентирует человека к Вечной Жизни. Но только сам человек выбирает, нужна она ему или нет.

2. Кто создатель карты?

Карту дал нам Сам Бог. И Бог в христианстве наделен следующими чертами. Во-первых Он Личностный. Есть множество религиозных воззрений, где Бог воспринимается как нечто безличное, т.е. этакий бездушный разум или, проще говоря, компьютер. В последнее время даже среди неверующих людей распространяется вера в Разумную Вселенную. Т.е. опять же речь идет о большом компьютере. Такое восприятие предполагает, что отношения между человеком и Богом равносильны отношением с неодушевленным предметом. Какие у нас отношения с компьютерами, которыми мы пользуемся? Ответ: Никаких. Мы просто используем их для своих нужд. Если компьютер очень сложный, то сначала учимся пользоваться, а потом используем. Если невероятно сложный, то процесс обучения как им пользоваться носит непрерывный характер и превращается в смысл жизни.

Когда Бог Личностный, как в христианстве, то у каждого человека выстраиваются свои уникальные отношения с Богом. И это не отношения с бездушным объектом, а именно личностные отношения. Кроме того, только такие отношения могут быть построены на любви. Теоретически можно конечно любить и компьютер, но это уже будет какая-то извращенная любовь, либо просто привязанность к любимой вещи. Полноценная любовь возможно только при общении личностей между собой.

Во-вторых в православии Бог — Совершенная Любовь и Он Всеблагой. Богу ничего не нужно от человека, напротив он Сам от преисполненной изобилия любви дает человеку Жизнь, хочет чтобы тот стал Подобным Богу. Ради этого Он Сам нисходит до того, чтобы стать человеком, добровольно идет на страдания и смерть. При всем при этом Бог уважает свободу человека. Настолько уважает, что даже не принуждает человека к тому, что дает ему истинное Благо и Вечную Жизнь, постоянно предоставляя человеку самому сделать свой выбор.Сам же только любяще призывает к этому. 

Для сравнения, в средневековом католичестве Бог выступал как строгий Судия. В частности, Мартин Лютер так вспоминает образ Бога, который сформировался у него в детстве: «Бога представляли ему школьным учителем, с палкой или розгой, и он, по собственным признаниям, не только боялся, но и ненавидел Его, как палача», и в той бесконечно растущей ненависти все больше смешивал Бога и диавола» (Д.С.Мережковский, «Лютер»/ «Реформаторы», М: Водолей, 1999 – глава 2). Отношения с таким Богом выстраиваются на страхе и зависимости. 

Кроме образа строгого Судии, мы также можем увидеть в некоторых религиях образ Бога, как исполнителя желаний (характерен для языческих воззрений). В этом случае, отношения с Богом рассматриваются как обмен или торговая сделка. Человек приносит жертвы и всячески угождает Богу, а Тот, в свою очередь, обеспечивает благополучие человека. В Древней Греции, Древнем Риме, Скандинавии и многих других языческих культур боги были наделены даже демоническими свойствами (завистью, ненавистью, жаждой властвовать над людьми и т.д.), т.е., по сути, были воплощением тех сил, которые в православии называются бесовскими.

3. Кем или чем является человек?

Как я уже писала, мало кто знает, но в большинстве религий человек – это не кто, а что: память, информационная матрица, энергетический кокон и т.д. Это очень хорошо видно на примере реинкарнации (учения о перерождения душ). Это учение либо поддерживается, либо хотя бы допускается практически всеми религиями.  Только в христианстве все конфессии решительно отвергают возможность реинкарнации. Если мы рассмотрим учение о переселении душ более пристально, то увидим, что человек воспринимается не как уникальная личность, а как нечто обезличенное. Например, если мы допускаем, что Петр умирает и рождается в другой жизни Иваном, затем опять умирает и рождается Машей, то кто или что перерождается? И что есть человек? Обычно на этот вопрос отвечают, что перерождается душа и она является чем-то обезличенным. Получается человек – это не личность, а бездушный энергетический кокон, воспоминания или некая информационная матрица. 

В христианстве человек это Личность. Личность уникальная, неповторимая, бессмертная и бесконечно любимая Богом. Именно христианство поднимает достоинство человека на особую высоту, напоминая ему, что он Личность. В настоящее время можно увидеть множество тенденций, которые направлены на обезличивание человека. Например, мужчина в социуме воспринимается, прежде всего, как кошелек, и чем кошелек больше, тем привлекательнее он для противоположного пола. Женщина – это тело и функционал, позволяющий мужчине чувствовать себя максимально комфортно. Из-за этого все страдают. Кошелек чувствует свою значимость, только пока у него есть деньги, тело ценится только пока оно молодое и привлекательное. Поэтому большие кошельки стремятся менять устаревшие тела на более молодые, а тела найти кошелек покрупнее. Те, у кого нет кошелька или тело проигрывает конкуренткам, могут найти себе места во взаимоотношениях с противоположным полом. И в результате страдают все, т.к. все хотят любить и быть любимыми. А любовь возможна, как я уже писала выше, только между личностями, а не между двумя неодушевленными объектами: кошельком и телом. Также интересно отметить, что большинство движений в истории человечества, которые якобы отстаивали свободу женщин на самораскрытие, по сути, сводили женщину к сексуальному объекту, т.е. телу, тем самым забывая, что женщина это личность.

Только  христианство по настоящему защищает права женщин (и мужчин тоже), напоминая им о том, что они, прежде всего, Личности. Уникальные, бессмертные и любимые Богом Личности. Такое осознание очень важно. От этого зависит как духовная жизнь, так и взаимоотношения с окружающими. Кого или что ты видишь в своей(своем) супруге? Кого или что видишь в своих детях? Кого или что ты видишь в окружающих и самом себе? Кошельки, объекты, счета, тела или уникальные Личности?

Кроме того, в христианстве человек это единство души и тела. В большинстве религий человек – это только невидимая душа. Тело временно и часто даже является для души помехой возвыситься к духовному. Поэтому духовная жизнь предполагает постоянную борьбу со своим телом. 

В христианстве человек – это и душа и тело. В момент смерти мы только временно расстаемся со своими телами. А в момент Второго Пришествия Христа мы все опять воскреснем в своих телах, и те, кто будут достойны, унаследуют Вечную Жизнь. И Вечную Жизнь мы обретем в физических телах. Поэтому тело человека – это не то, что мешает духовной жизни, это инструмент души для реализации себя во внешнем материальном мире.

Также, согласно христианскому вероучению, в  человеке заложен образ Бога. Мы можем увидеть этот Образ, например, в таких свойствах человека, как: способность любить, творить, быть свободным и разумным. Обращу внимание, что не способность зарабатывать и обеспечить себя материальными благами является образом Бога в человеке. А способности: творить, любить и быть свободной разумной Личностью. Причем в нас эти свойства только как зачаток, а если мы правильно идем по маршруту, который предлагает нам православие, то мы развиваем до совершенного уровня, т.е. достигаем максимального подобия Божьего: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48). 

4. Каковы особенности маршрута и предлагаемое снаряжение?

Маршрут, который предлагает христианство, мы видим из Священного Писания и Священного Предания. Его невозможно описать в двух предложениях. Поэтому акцентирую внимание на том, что очень важная часть этого маршрута – это развитие своей способности любить до совершенства. Сам Господь учит и показывает нам пример такой любви. В Евангелии мы видим, что совершенная любовь – это любовь, которая не зависит от отношения к тебе: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44). Также совершенная любовь – это определенная жертва. Когда ты даешь деньги и время от избытка (есть свободные деньги и появилось свободное время) – это не еще не настоящая любовь. Настоящая любовь проявляется, когда у тебя нет времени, ты хочешь спать, ты вынужден отложить свои дела, но, несмотря на это, ты все равно выделяешь время тому, кого любишь. Вершина любви – отдать жизнь за спасение любимого. 

Но согласно христианству, путь, который должен пройти человек, очень сложен. Кроме того есть некто, кто не хочет, чтобы человек обрел Вечную Жизнь. Этот некто – сатана. Сатана это падший ангел. До падения он был совершеннейшим ангелом, т.е. его разум превосходит разум человека в миллионы раз. Не случайно это подчеркиваю, т.к. по сравнению с человеком, сатана истинный гений зла. Поэтому противоборствовать такому противнику человек сам не может. И именно поэтому так важны средства, соответствующее снаряжение.

В православии человек не идет сам, он идет, будучи частью Церкви (которая имеет как видимую, так и невидимую, сакральную части) главой которой является сам Христос. Т.е. Сам Господь и Церковь помогает ему в этом пути. В Таинстве Крещения человек становится причастным этой Церкви. А Таинства (Евхаристии, Исповеди и т.д.) позволяют ему не отпасть от Нее. Священное Предание и опыт Святых Отцов указывают, в каком направлении и как двигаться. 

Наличие средств – это очень важно. Если религия не дает средств, то человек вынужден сам бороться с бесовскими нападками, которые могут быть очень коварны. Важность правильного снаряжения подчеркивает апостол Павел: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:11,12)

Но еще более опасно, когда религия не только не дает необходимого снаряжения, а дает ложные средства, которые приближают человека к погибели. В частности, такими средствами могут быть различные контакты с невидимым миром. Такие контакты, в большинстве своем, это контакты с миром падшим, и представители этого мира делают все, чтобы человека сбить с истинного пути и отвернуть от Бога. Человек, контактируя с этим миром, даже не поймет, что он обманут.  

Например, исследователь вне телесного опыта Роберт Монро, который активно практиковал контакты с потусторонним миром, увидел в своих оккультных путешествиях Бога таким: «Посреди обычного течения дел вдалеке вдруг раздается Сигнал…. Сигнал извещает о том, что Он (или Они) проходит через Свое Царство….При звуках Сигнала каждое живое существо ложится – так мне показалось – на спину, выгибая тело и подставляя живот (не половые органы), отвернув голову вбок, чтобы не видеть Его, когда Он проходит мимо. Смысл этого, по‑видимому, в том, чтобы образовать живой путь для Его шествия» ( Роберт Монро, «Путешествие вне тела», М: София, Гелеос, 2007 – с.59). Тот, кого Монро принял за Бога, явно не Бог, а какая-то сущность демонического характера. 

Итак, мы видим, что религия может задать человеку неверное направление в духовном развитии, может сформировать неправильное представление о пути, не дать необходимого снаряжения или вообще предложить ложные средства. Духовный путь это соприкосновение с невидимым миром, где действуют не только ангельские силы и Бог, но и силы враждебные человеку и при этом во много раз превосходящие его. Поэтому пользуясь ложными ориентирами, человек, скорее всего, погибнет. И только верные ориентиры приведут его к настоящему Благу для него. Такие ориентиры существуют только в православии. В остальных религиях они или искажены, или откровенно ложные. Мы в это верим не голословно, а отталкиваясь от содержания религии, личного духовного опыта и примера множества святых, которые достигли удивительной святости. Но любой, даже неверующий, человек может сам исследовать и сделать свои выводы.

Поэтому когда мы говорим, что спасение возможно только в Церкви – это не означает, что мы априори решили посмертные судьбы всех иноверцев и неверующих. Эти судьбы ведомы только Богу. Но тем самым мы подчеркиваем, что только будучи причастным Церкви, и пользуясь ориентирами заданными православием, человек может верно прийти ко всей полноте Блага для себя. В православии это Вечная Жизнь в Царствии Небесном.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded