v_dolgih

Category:

ЧЕЛОВЕК

  Недавно услышала от своих знакомых православных христиан о том, что в христианстве человек воспринимается, прежде всего, как грешник. Очень возмутило меня это убеждение. На мой взгляд – это совсем не безобидное мнение, а ужасное заблуждение, которое ведет к катастрофическим последствиям как в духовной жизни, так и во взаимоотношениях с собой и другими людьми. Удивительно то, что такое мнение о человеке среди православных христиан очень распространено (среди не верующих тоже, но им простительно, они «не в теме»). И это пугает. Объясню свою позицию.

  Согласно православному мировоззрению человек это прежде всего ОБРАЗ БОЖИЙ, который включает в себя свободу, разум, способность любить, способность творить и т.д. Т.е. человек, прежде всего, - это СВОБОДНАЯ, РАЗУМНАЯ ЛИЧНОСТЬ, наделенная образом Божественных свойств, которые могут быть развиты до совершенного состояния, тем самым приближая человека к подобию Божьему. Как пишет св. Игнатий Брянчанинов: «Самое существо души нашей – образ Бога. И после падения в грех душа пребывает образом! И вверженная в пламень ада душа грешная, в самом пламени ада пребывает образом Божиим! Так учат святые отцы»

  Кроме этого, человек – это уникальное творение, которое соединяет в себе видимый(тело) и невидимый(душа) миры. Ангелы – относятся только к невидимому миру, животные и растения только видимому. Творения схожего с человеком не существует. 

    Но все это не является поводом для пустой гордости и самомнения. Это говорит о том значении, которому мы, люди, в идеале, должны соответствовать.  И к сожалению, не соответствуем в полной мере. Обозначу основные составляющие достоинства человека:

1.Человек – это личность. Не энергетический сгусток, не информационное поле, не кошелек, не набор функций, не робот, не биомасса («что»), а уникальная ЛИЧНОСТЬ («КТО»).

2.Человек наделен СВОБОДОЙ и РАЗУМОМ, а значит наделен способностью анализировать, делать по результатам анализа выводы и самое главное принимать свободные и разумные решения, т.е. осуществлять осознанный выбор. И нести полную ответственность за сделанный выбор.

3.Образом Бога в человеке также является способность любить и творить. И эти и другие способности заложенного в нем образа (разум и свободу, например), человек может с помощью Божией развить до совершенства, становясь тем самым по своим свойствам подобным Богу.

4.Человек, уникальное творение, единственное творение, которое могло соединить видимый и невидимый миры и привести вещественный мир к Богу, одухотворив всю Вселенную. 

Вслушайтесь, что говорят о человеке Святые Отцы:

· «Человек – чудное, прекрасное, величественное творение Божие, особенно человек Святой; это звезда Божия; это цвет роскошный, весь прекрасный, чистый, неблазненный, это кедр благовонный; это бисер многоценный; это камень драгоценный, которому нет цены; это прекрасное плодовитое дерево рая Божия!» (Св. Иоанн Кронштадтский»)

· «Разумное и словесное живое существо – человек, как достойнейший из всех тварей Божиих, один создан по образу и подобию Божию» (Св. Ефрем Сирин)

· «А если будешь низко о себе думать, то напомню тебе, что ты Христова тварь, Христово дыхание, Христова честная часть, а потому вместе небесный и земной, приснопамятное творение – созданный бог, через Христовы страдания шествующий в нетленную славу» (Св. Григорий Богослов)


  Да, в истории человечества присутствует грехопадение и грех, но это по сравнению с Вечной Жизнью (которую мы, будем надеяться, унаследуем) – это мгновение.

  Да, Святые Отцы говорили о том, что важно отслеживать свои грехи, все свои добрые поступки приписывать Богу, а плохие себе. Но это не для самогнобления человека, а для того чтобы защитить его от прелести. Прелесть – это состояние самообольщения, когда человек приписывает себе добродетели и совершенства, которыми не обладает. Прелесть – самое опасное состояние, т.к. приводит к тому, что человек вообще перестает адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя, а, следовательно, и не способен меняться.  


  Да, все Святые ощущали себя грешнейшими из людей. Но чтобы правильно понять то состояние, о котором они говорили нужно для начала самому стать святым или хотя бы чуть-чуть приблизиться к этому. Попытка искусственно создать в себе это состояние, по предупреждению Святых Отцов, приводит только к самообману и ложному смирению. И опять же – это не состояние самогнобления. Как пишет св. Игнатий Брянчанинов: «Безмерная скорбь о грехах, доходящая до отчаяния, отвергается по учению Святых Отцов. Скорбь эту должно растворять надеждою на милосердие Божие; должно вместе печалиться и надеяться; печалиться потому что мы грехами своими прогневляем Бога, удаляемся от Бога; надеяться – потому, что мы имеем всесильного Врача для грехов наших, Господа Иисуса Христа, пролившего за нас кровь Свою»

  Осознание своей греховности – это прежде всего осознание пропасти между тем каким должен быть человек по Замыслу Божию и какое бытие ведет. Именно поэтому святые особенно остро осознавали свою грешность, т.к. приближаясь к Богу, познавая Его, они видели эту пропасть как никто другой. Прп. Авва Дорофей приводит очень хорошее объяснение этому одному из знатных горожан: «Именитый господин, скажи мне, за кого ты считаешь себя в своём городе?» Он отвечал: «Считаю себя за великого и первого в городе». Говорю ему: «Если же ты пойдёшь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Он отвечал: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же, – говорю ему опять, – ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» «Там, – отвечал он, – буду считать себя за одного из простолюдинов». «Если же, – говорю, – пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты станешь считать себя?» И он отвечал: «Почти за нищего». Тогда я сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными»

  Сведение отношения православия к человеку только как к грешнику, не только искажает вероучение, но и приводит к пагубным последствиям. От того, как человек воспринимает себя и других зависит, как будут выстраиваться его отношения с самим собой и другими. Я предлагаю вам поразмышлять. Кто построит более гармоничные отношения: Тот, кто видит в себе и другом прежде всего грешников или прежде всего видит в каждом Свободные и Разумные Личности?  Кто скорее в процессе воспитания ребенка поможет ему стать счастливым человеком: тот, кто воспринимает себя и его только грешниками или видит во всех Образ Божий, Личность, наделенную свободой и разумом? Кто преуспеет в духовной жизни: тот, кто «смирился» с тем, что грешен или тот, кто помнит то значение и достоинство, заложенное в нем по Замыслу Божьему и стремится его реализовать?

  Забвение о том, что человек Свободная и Разумная Личность, Образ Божий, уникальное творение и фокусировка внимание только на повреждении человеческой природы грехом, прибивает человека к земле, вынуждает его ползать. И напротив, постоянное памятование об этом побуждает человека тянуться вверх, к Богу.

  «Высокое существо – человек, чудное создание Божие, по образу Его сотворенное! Если в состоянии падения он способен ко многим удивительным делам, которые он произвел и производит, как мы постоянно видим это и в истории, и в современном нам мире, то к чему он способен в состоянии святости и совершенства?» (Св. Иоанн Кронштадтский)

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded